Памятка родителям
СКАЖИ АЛКОГОЛЮ-НЕТ! для подростков.pptx (11,7 МБ)О здоровом питании детей.
Детское питание выделяется в отдельное понятие, так как имеет определенную специфику, основанную на физиологических особенностях детского организма.
Как бы ни был ребёнок внешне похож на взрослого человека, он вовсе не является взрослым в миниатюре, и чем моложе растущий и развивающийся организм, тем значительнее его отличия от организма взрослого по многим количественным и качественным признакам.
Детским считается возраст от 0 до 14 лет. Детский организм отличается от взрослого бурным развитием, ростом, высокими показателями окислительно-восстановительных процессов, высокими энергозатратами.
Питание является основным фактором, определяющим жизнедеятельность организма ребенка, его нормальное развитие и состояние здоровья, а также обеспечивает устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды.
Для обеспечения этих функций организму необходимо постоянно получать пищевые вещества и энергию определенного количества и качества, отвечающие физиологическим потребностям детского организма, что заключается в понятии«рациональное питание».
Основными принципами рационального питания являются:
- соответствие энергетической ценности рациона питания энергозатратам организма;
- удовлетворение физиологической потребности в пищевых веществах;
- оптимальный режим питания, то есть физиологически обоснованное распределение количества потребляемой пищи в течение дня.
Каждому возрастному периоду детства соответствуют свои особенности питания,определяемые потребностями и возможностями детского организма.
Для обеспечения основной функции детского организма – роста и развития – необходим пластический материал, представленный белковым компонентов пищи. Восполнение энергетических затрат реализуется за счет углеводно-жирового состава рациона. Кроме этого важна сбалансированность основных ингредиентов: белков, жиров, углеводов, которая выражается всем известным соотношением 1:1:4.
Значение различных продуктов в питании детей неоднозначно. Одни, такие как молоко, кисломолочные, мясо (или рыба), картофель, овощи, фрукты, хлеб, крупы, сливочное и растительное масла, сахар, соль и др. должны присутствовать в рационе ежедневно, другие(творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки и др.) 2-3 раза в неделю.
Играет роль и количество потребляемых продуктов. Например, ребенок дошкольного возраста должен получать не меньше 500 гр. молока в день, причем не имеет значения, пьет ли он его в натуральном виде или в виде супов, подливок, и сладких блюд. Потребность в молоке может компенсироваться соответствующим количеством молочных продуктов: сыра, творога. Ребенок должен получать в день не менее 60 гр. мяса и около одного яйца через день.
Кроме того, очень важен режим питания, ребенок должен есть 4-5 раз в сутки, в определенное время, это способствует подготовке пищеварительных органов к приему пищи и улучшает аппетит. Очень важно, чтобы дети с аппетитом съедали пищу, при этом необходимо учитывать их вкусы, приучать к полезным блюдам. Дети не всегда охотно едят овощные блюда из свеклы, моркови, репы и других овощей. В данном случае можно маскировать овощи фруктами, ягодами, сметаной. Суп должен быть обязательной составной частью обеда. Важно, чтобы дети ели вторые блюда мясные и рыбные, чередуя с гарниром.
Во время еды следует избегать неприятных разговоров, напоминаний о совершенных проступках, так как это может отрицательно повлиять на аппетит и усвоение пищи.
Несовершенство пищеварительной системы детского организма диктует свои требования к характеристикам питания. Оно должно быть щадящим и легкоусвояемым. Поэтому в детском питании оптимальными являются такие способы кулинарной обработки как отваривание, запекание, приготовление на пару. Исключается зажарка, приготовление во фритюре, т.е. жареные пирожки, беляши, чипсы, пончики и др. – чрезвычайно вредны для ребенка.По этой же причине нельзя использовать острые приправы, соусы, майонез,кетчуп,маринованные овощи и фрукты (огурцы, томаты, сливы, яблоки), приготовленные с применением уксуса, т.к. эти продукты оказывают раздражающие действие на слизистую ЖКТ .
Низкая ферментативная активность желудочного сока детей обусловливает запрет на использование жирных сортов мяса (свинины и баранины) и жилованных сортов мяса с содержанием соединительной и жировой массой более 12%.
В питании детей раннего возраста, от рождения до 3 лет, не допускается использование биологически активных добавок (БАД) к пище на основе дикорастущих и лекарственных растений, за исключением БАД на основе укропа, фенхеля и ромашки.
Готовые продукты детского питания для детей не должны содержать ароматизаторов, красителей, стабилизаторов, консервантов, пищевых добавок.
Исключаются из питания организованных детей опасные в эпидемиологическом отношении продукты и блюда (макароны по-флотски, яичница, любые пищевые продукты домашнегоизготовления, блюда из мяса и рыбы, не прошедшие тепловую обработку и др.
Велика роль воды для растущего и развивающегося организма детей. Очень важно, чтобы ребенок ежедневно получал достаточное количество воды. Воду дети получают с различной пищей и в виде питья. Потребность в воде зависит от возраста, а также от внешних условий среды. Чем младше ребенок, тем в большем количестве жидкости нуждается он на 1 кг веса: дети 1-го года жизни – 150 мл, дети 1-3 лет – 100 мл, от 3 до 7 лет – 60 мл и старше – 50 мл. В жаркое время года потребность в жидкости возрастает, рекомендуется дополнительно давать детям питье. Вместе с тем следует отметить, что не все жидкости можно использовать для питья детей. Учитывая особенности желудочно-кишечного тракта ребенка, нельзя детям давать газированные напитки, особенно содержащие различные синтетические добавки: красители, ароматизаторы и консерванты. Поэтому все виды газированных напитков исключены из реализации в детских и подростковых учреждениях.
Питание детей раннего возраста.
Питание малыша должно быть полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы. В течение дня пищу распределяют примерно так: 35—40% должно приходиться на обед, 10—15% — на полдник, остальное — равномерно на завтрак и ужин.
Целесообразно, воспользовавшись специальными рекомендациями, разрабатывать меню на неделю — так легче учесть все требования к составу питания, а также сделать его по возможности разнообразным.
Чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полнее удовлетворяется потребность ребенка в пище. Примерно с полутора лет в меню можно вводить оладьи или пудинги, давать овощи в виде котлет и запеканок. На третьем году жизни овощи и фрукты надо уже нарезать кусочками. Можно давать мясо или котлеты. Ребенок получает белый и черный хлеб, печенье.
Молоко дети второго и третьего года жизни получают в изобилии — примерно 3 стакана в день. Мясо, рыба, яйца, творог также удовлетворяют потребность организма в животных белках. (Мясо дают 4—5 раз в неделю, желательно с овощным гарниром— это улучшает его усвоение). Крупы, мука, мучные изделия — источник белков растительного происхождения, а также углеводов (вместе с фруктами и овощами). Помимо жиров животного происхождения — сливочного масла, сметаны, сливок — в салатах и винегретах малыш должен получать и растительное масло (подсолнечное, кукурузное). Полезен суп (отвары мяса и овощей оказывают сокогонное действие, почему и приняты в качестве первого блюда), но если его дать больше чем 150 мл, то это помешает ребенку съесть более калорийное второе блюдо.
В те дни, когда вы не даете ему мясо, следует дать творог, яйца. Кашу дают ежедневно, но только один раз — на завтрак или на ужин. Каждый день — овощи! Давать их следует в виде пюре, салатов, винегретов; часть — в сыром виде. Полезна листовая зелень: салат, шпинат, крапива, укроп, петрушка, а также зеленый лук и чеснок. Не обойтись без фруктов. Они, как и овощи, обогащают пищу витаминами и минеральными солями, улучшают ее вкусовые качества.
Учтите, что зимой и весной содержание витаминов в продуктах снижается. Нехватку их следует компенсировать (по рекомендации врача) витаминными препаратами и концентратами. Зато летом и осенью есть возможность вдоволь набрать витаминов из овощей и их соков, из сырых фруктов.
Жалобы на плохой аппетит детей не столь уж редки. Оставляя в стороне случаи, которые находятся в компетенции врача, можно сказать, что аппетит будет в норме, если не пренебрегать некоторыми простыми правилами. С некоторыми из них вы уже знакомы — принципиально в подходе к питанию ребенка ничего не меняется по сравнению с первым годом его жизни. Но, конечно, вы будете учитывать и некоторые трудности, новые потребности, создаваемые возрастом.
Уже на втором году жизни у ребенка в достаточной степени развита индивидуальная склонность к той или иной пище. Вы учтете это, помня, что та еда, которая съедается с удовольствием, приносит и больше пользы. Отсюда же и пожелание, чтобы пища была разнообразной. Все однообразное приедается.
Разнообразие пищи, кстати, развивает вкусовое ощущения; пресекает страх перед непривычными блюдами:— в будущем он может повредить.
Теперь ребенок более активен в своем отношении к окружающему, более подвижен, более независим. Поэтому особенно важно теперь выработать у него отношение к еде как к некоему ритуалу, который важен сам по себе. Руки перед едой моют. На шею повязывают салфетку. Усаживают на привычное место. Со стола убирают все, не имеющее отношения к еде. Кормят, не торопясь и не торопя малыша.
Самостоятельность ребенка очень способствует аппетиту. После года попробуйте дать малышу ложку в правую руку. Пусть начинает с густой пищи, например каши,— ее легче захватить ложкой, чем суп или чай. С полутора лет большинство детей умеют есть самостоятельно. Вы можете лишь докормить малыша другой ложкой. А пить чай из чашки, из стакана дети умеют обычно еще раньше —к году.
Настанет день, когда малыш начнет протестовать против того, что вы ему помогаете. «Сам! Сам!» — скажет он. Что ж, сам, так сам. От вас потребуется определенное терпение: в первое время некоторое количество пищи малыш будет размазывать по лицу, по нагруднику, по столу. Ничего не поделаешь— должен же он научиться есть самостоятельно. Зато вы избежите капризов за едой. Предоставив малышу самостоятельность, приучайте его к опрятности: испачкает лицо— вытрите его салфеткой, прольет что-нибудь на стол — наготове должна быть специальная тряпочка. Наводить порядок вы будете не молча, а говоря, что вы делаете, называя предметы, — это важно для развития речи.
Если с этой точки зрения мы взглянем на бытующий еще в некоторых семьях обычай развлекать малыша за едой, то поймем, в чем его вред: внимание сосредоточивается не на еде, а на чем-то интересном, к ней отношения не имеющем, еда же становится действием либо механическим, не вызывающим радости и удовольствия, либо — хуже того — неприятной процедурой, которую приходится терпеть ради того, чтобы тебя позабавили.
Чтобы малышу было интереснее есть, позвольте ему брать в руку то, что можно взять, — блинчик, пирожок, крутое яйцо. Обычно это доставляет детям удовольствие.
С раннего возраста ребенка следует приучать к правильной, красивой сервировке стола, воспитывать умение есть чисто, аккуратно. Удобная посуда, ее смена для каждого блюда, красивая клеенка, на которой не должно быть крошек, в большой мере способствуют воспитанию аккуратности.
Когда ребенок станет старше, на третьем году, он уже сможет участвовать в приготовлениях к еде: поставить на стол тарелку, чашку, принести ложки, достать салфетку, которую вы ему повяжете.
Но с возрастом придет новая забота — малыш ест самостоятельно, но, если предоставить его самому себе, он легко отвлекается, не кончив есть, может выйти из-за стола, разговаривает, забывая есть, превращает еду в игру — разбрасывает хлеб, разливает суп.
Последите за тем, как он ест, в какой позе сидит за столом, попросите его есть спокойно, не отвлекаясь. Как можно раньше научите его правильно, аккуратно, опрятно есть, поправляйте его, если необходимо, приводите в порядок его одежду или стол сразу же. На третьем году жизни малыш прекрасно поймет ваши указания: «Кушай не спеша, а то прольешь суп», «Возьми салфетку и вытри себе губы, они в киселе», «Поближе подвинь к себе тарелку, а то у тебя макароны падают на стол».
Детей на третьем году жизни надо приучать к выполнению правил поведения за столом: есть спокойно, не отвлекаясь; не выходить из-за стола, пока не кончил есть; уметь спокойно подождать, когда дадут следующее блюдо; выражать свои просьбы словами; говорить «спасибо» после еды; убирать свою салфетку; ставить на место стул и т. п. Шалости за столом недопустимы, их надо прекращать сразу. Если увещевания не помогают, спокойно сказать малышу: «Я вижу, ты есть не хочешь. Что же, иди играй».
Волнения родителей из-за того, что ребенок ест плохо, понятны. Но эти волнения должны оставаться неведомыми самому ребенку. Заметив, что взрослых тревожит его нежелание есть, малыш может извлекать для себя выгоду из этой ситуации, пользуясь своими капризами как оружием. Поэтому, как вы понимаете, ни к чему хорошему не могут привести уговоры и упрашивания («Съешь за маму, съешь за папу», «Съешь, а то собачка съест»), обещания («Если поешь, дам конфету»), попытки развлечь игрушками, песнями. Тем более недопустимо кормление насильно — это закрепляет на долгое время резко отрицательное отношение к еде.
Что же делать, если вас тревожит недостаточный, плохой, по вашему убеждению (подкрепленному точными подсчетом того, что ребенок действительно съедает), аппетит малыша? Прежде всего, попытайтесь выяснить причины. Возможно, малыш время от времени отказывается от еды потому, что он устал или расстроен чем-нибудь. Предложите ему спокойно: «Ты устал, давай-ка я покормлю тебя». Если малыш продолжает отказываться от еды — не настаивайте, предложите ему отдохнуть, но без упреков, без выговора и угрозы: «Ну, не хочешь есть, не надо, поешь потом». Чаще всего следствием вашего спокойного поведения будет то, что ребенок «передумает» и начнет есть. А если все-таки не станет — не беда. Ничего не случится, если он пропустит одно кормление— в следующее он поест с охотой. (Только не пытайтесь его подкормить чем-нибудь, пока не наступит время есть снова!)
Конечно, если отказы от еды становятся системой, если вы заметили, что аппетит малыша резко ухудшился, можно заподозрить, что он не здоров. Вам надлежит прибегнуть к совету и помощи врача, опять-таки не выражая при малыше беспокойства по поводу того, что он ест плохо. Кстати, ребенок иногда плохо ест после того, как перенесет болезнь, и не столько из-за самой болезни, сколько из-за того, что, пока он болел, слишком много было волнений и разговоров по поводу того, что у него плохой аппетит.
И наконец, еще об одной ошибке родителей. Мать жалуется на плохой аппетит малыша, но выясняется, что утром он съедает яйцо, кусок хлеба с маслом и выпивает чашку молока. Этого ребенку вполне достаточно, но мать просто не знает, сколько он должен есть, и тревожится понапрасну.